АДОУ "Юргинский детский сад Юргинского муниципального района"

Педагогический опыт работы.

 Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества, первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. Большинство авторов великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса: 

1. Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями;
2. Короткое озарение и интуитивно принятые решения.
Вот и я, как творческий человек, на протяжении своей жизни любящий заниматься актерским мастерством, рукоделием, оригами, рисованием при разработке программы дополнительного образования, думала: «Что из своего опыта могу передать детям ясельного возраста»?
Театрализация? Дети от 1,5 лет большинство не говорящие, сложно выполнять роль, тем более выступать перед взрослыми.
Оригами? У детей от 1,5 до 3 лет ещё плохо развита мелкая моторика рук. В первую очередь им необходимо научится держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, замочки.
Рисование, лепка, конструирование? Одни из самых больших удовольствий для ребёнка. Они приносят малышу много радости.
Именно в возрасте от 1,5 до 3 лет необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи. Рисуя, ребёнок развивает мелкую моторику, отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребёнка к творчеству.

 В изобразительной деятельности идёт интенсивное познавательное развитие. У ребёнка раннего возраста уже
формируются первые сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличительное, быть внимательным. Идёт первоначальное освоение орудийных действий с изобразительным материалом. Действия с предметами для рисования имеют ярко выраженную сенсорную основу: темп, размах, ритм, направление движений, ощущение характера изобразительного материала – всё это требует ещё и координации в работе зрительных и двигательных анализаторов. Изображая простейшие предметы и явления, ребёнок познаёт их, у него формируются первые представления.

 Постепенно малыш учится рассказывать об увиденном и поразившем его явлении языком красок, линий, словами. Ответная положительная эмоциональная реакция взрослых поддерживает у ребёнка стремление больше видеть, узнавать, искать ещё более понятный и выразительный язык линий, красок, форм. Так стимулируется развитие творчества ребёнка.

 Процесс обучения изобразительной деятельности строится на взаимодействии ребёнка с педагогом и детьми. В процессе такого взаимодействия выстраиваются отношения, формируется личность человека. В изобразительной деятельности возможно успешное развитие таких качеств личности как самостоятельность, инициативность, коммуникативность, а также способность подчинять своё поведение элементарным правилам – как прообраз будущей саморегуляции, самоуправления. Таким образом, изобразительная деятельность важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для общего психического и личностного развития ребёнка.

И так, «Программа приобщения детей раннего возраста к художественному творчеству», то что нужно для развития моих детей!

Направленность программы дополнительного образования:

 Данная программа направлена на развитие у ребёнка мелкой моторики, любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие воображения, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребёнка.

Актуальность заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа с использованием нетрадиционных техник рисования, лепки, конструирования способствует развитию мелкой моторики, формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Уверена через работу на кружке, ребенок постепенно подрастая, сможет раскрыться в театрализованной деятельности, овладеть искусством оригами. Эта работа - ключик к новым открытиям!

По мере того, как дети взрослеют, содержимое инструментов  меняется: большие кисточки – на маленькие, пищевые и пальчиковые краски – на гуашь и акварель, соленое тесто для лепки - на пластилин, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, и т.д.

 Новизна:

Существует много программ по ИЗО деятельности, где система занятий построена с учётом принципов последовательности и системности в формировании знаний, умений и навыков. Данная программа заключается в том, чтобы обеспечить детей интересными материалами, сесть в сторонке и внимательно (но не навязчиво) наблюдать за ними. Предлагать помощь, если что-то не в порядке с инструментами или требуется уборка, но не навязывать детям свои образцы для копирования, так как это ограничивает возможности творчества и препятствует радости открытий.

 Цель данной программы – приобщение  детей раннего возраста к художественному творчеству.

Задачи:

- Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

- Показать нетрадиционные способы рисования, аппликации, лепки;

- Активизировать интерес к рисованию, аппликации, лепке.

- Развивать мелкую моторику;

- Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

- Расширять кругозор детей, способствовать формированию творческого отношения к окружающей жизни и нравственных представлений.

- Вырабатывать художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное,  умение не только смотреть, но и видеть.

- Воспитывать аккуратность, внимание, эстетический вкус.

В программе предлагаются различные варианты художественного творчества:

- рисование;

- лепка из теста, бумаги, фольги;

- создание всевозможных знаков различными способами;

- наклеивание и склеивание предметов;

- создание печатей;

 Занятия представлены самым прогрессивными и доступными методами.
Теоретическая база опыта

 Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Все ученые, изучавшие психику детей, также отмечают большое стимулирующее влияние функций руки на развитие головного мозга.

В своей работе я использую следующие программы, технологии и другие источники:

1. Первый рисунок/М.Кол, Р. Рамси, Д. Боумэн//Пер. с англ. Д.М. Курмангалиева. – Мн.: ООО «Попурри», 2004. – 320 с.: ил.

2. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. – М., 1988.

3. Волосова Е.Б. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели) / / Приложение к журналу «Обруч». 1999. № 2.

4. Григорьева Г.Г. и др. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет. М., 2000.

5. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварелии: метод. пособие для воспитателей и родителей / Г.Г. Григорьева. – М.: Просвещение, 2006.

6. Доронова Т.Н.. Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М., 1992.

7. Жукова О.Г. Планирование и конспекты занятий по изо деятельности для детей раннего возраста / О.Г. Жукова. – М., 2006.

8. Интернет ресурс https://ru.pinterest.com
При организации предметно - развивающей творческой среды в изобразительной деятельности нужно учитывать потребности детей. А потребность их состоит в том, чтобы они могли свободно, самостоятельно пользоваться традиционными
и нетрадиционными изобразительными материалами в группе, но не стоит забывать про возраст и о безопасности ребенка, полная доступность материалов в этом возрасте не доступна, нужно предлагать ребенку материал на выбор и держать творчество под чутким присмотром, также необходимо учитывать индивидуальные особенности, уровень знаний, умений и навыков в рисовании.
Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начинала с рисования пальчиками – это самый простой способ. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий, причем краской ребенок не замарается (краска находится внутри файла или пакета для заморозки). Следующий этап рисования пальчиками при помощи контакта с краской - малыш опускает в пищевую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета, давала возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем использовали два – три цвета. Позднее учились рисовать ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования.
С удовольствием ребята рисовали, перекатывая шар в контейнере через краску, получались цветные дорожки, а перемешавшаяся краска давала новые оттенки. Рисование одноразовыми вилками, переворачивало знания детей о вилке, сначала дети пытались съесть краску, а потом осознали, как здорово ими рисовать. В итоге получалась травка, ёж, ёлочка. Постепенно освоили технику рисования пробками и печатками из картошки. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д. Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется мисочка и печатка. Интересна детям техника рисования мятой фольгой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски.
Учила детей рисовать трубочкой для коктейлей, для этого необходимо на конце трубочки проделать отверстие для предотвращения заглатывания краски. Первоначально получается что-то неопределенное, а потом – дождик, трава, прическа у мамы.
 В работе использовалась техника «тампонирование». В этой технике хорошо нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.

25 января 2018 в 18:29

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.